ДЦП Укрепление мышц (очиток на молоке),

Лечение детского церебрального паралича

Несколько советов будущим супругам, чтобы у них рождались крепкие и здоровые дети.

• Перед бракосочетанием будущие супруги должны пойти в церковь, исповедоваться и причаститься.

• Молодые обязательно должны брать родительское благословение.

• Будущие супруги должны повенчаться в церкви.

• Во время беременности будущая мать должна ходить в церковь на причастие.

• Ежедневно на утренних и вечерних молитвах будущая мать должна молить Богородицу о даровании ей здорового ребенка.

• Супругам нельзя ругаться, курить и пить спиртные напитки.

• Нельзя зачинать ребенка в посты, большие церковные праздники и особенно на страстной неделе перед Пасхой.

• Новорожденного обязательно нужно покрестить в церкви.

Довольно часто ДЦП начинается у детей во время высокой температуры или после прививок. Мой совет молодым мамам, если вашему малышу делают укол, то перед этим обязательно перекрестите место укола. Если дают прививки через рот малыша – обязательно его перекрестите.

Лучше всего поддается лечению ДЦП у детей до трех лет. Рецептура дана детям до трех лет.

Расстройство координации движений

50 г свежего барвинка залить 250 г водки. Дать настояться 10 дней в теплом темном месте, процедить. Детям до трех лет давать по 3 капли настойки 3 раза в день на молоке.

Расстройство кровообращения

Сбор трав залить 250 г водки. Дать настояться 10 дней в теплом темном месте, процедить, принимать по 3 капли 3 раза в день на молоке.

Водянка головы

Семя мордовника 15 г

Сбор трав залить 250 г водки. Дать настояться 10 дней в теплом темном месте, процедить, принимать по 3 капли 3 раза в день на молоке.

Расстройство движений мышц

10 г семян татарника залить 250 г водки, дать настояться 10 дней в теплом темном месте, процедить, принимать по 3 капли 3 раза в день на молоке.

Расстройство движения

50 г свежего чабреца залить 0,5 л белого крепленого вина. Дать настояться 10 дней в теплом темном месте, процедить, принимать по 5 капель 4 раза в день на молоке.

Паралич членов

• 25 г корней переступня залить 250 г водки, 10 дней настоять в теплом темном месте, процедить. В полученную настойку влить 250 г разогретого внутреннего несоленого свиного жира, тщательно перемешать. Втирать в парализованные члены, обязательно укутывая.

• Взять 25 г головок красного клевера с семенами и положить в эмалированную посуду. Туда же влить по стакану белого вина и оливкового масла. Варить на медленном огне до тех пор, пока не уйдет жидкость. Снять с огня, процедить. Принимать по 3 капли 3 раза в день. Этой же мазью растирать пораженные члены.

• Три столовые ложки корней шиповника положить в эмалированную кастрюлю и залить литром воды. Пусть кипит под закрытой крышкой один час. Процедить и влить в ванну. Ванны делать 1–2 раза в неделю.

Паралич половины лица

В термос положить в равных частях чайную ложку алоэ, хвоща и подорожника. Залить 150 г кипятка, дать настояться два часа. Процедить, использовать в виде компресса.

Слабоумие

Травы смешать. Чайную ложку сбора трав положить в термос и залить 50 г кипятка. Дать настояться два часа, процедить. Выпивать больным детям в течение дня.

Внутренний паралич

15 г водяной жерухи залить 250 г водки. Дать настояться 10 дней в теплом темном месте. Процедить, принимать по одной капле 3 раза в день на молоке.

Нервное истощение

Синеголовник 15 г

Одну чайную ложку сбора трав положить в термос и залить 50 г кипятка. Дать настояться два часа, процедить. Выпивать больному ребенку в течение дня.

Паралич конечностей

• 15 г первоцвета залить 250 г водки. Дать настояться 10 дней в теплом темном месте. Процедить, принимать по 3 капли 3 раза в день на молоке.

• 100 г свежей горькой полыни залить 700 г постного масла. Дать настояться 14 дней в теплом темном месте, процедить. Втирать в пораженные места.

• 100 г свежей душицы залить 700 г постного масла. Дать настояться 14 дней в теплом темном месте, процедить. Втирать в пораженные места.

Паралич всего организма

• Горсть корней спаржи положить в эмалированную кастрюлю и залить 3 л холодной воды. Пусть кипит под закрытой крышкой 30 минут. Снять с огня, дать настояться 30 минут. Процедить, 50 г отвара выпить ребенку в течение дня, остальной отвар использовать для ванны.

• Одну горсть шалфея положить в эмалированную кастрюлю и залить 3 л холодной воды. Поставить на медленный огонь и пусть кипит под закрытой крышкой 30 минут. Снять с огня, дать настояться 30 минут. Процедить, отвар использовать для ванны.

Укрепление мышц

• 50 г плодов софоры размолоть на мясорубке и залить 250 г водки. 10 дней настоять в теплом месте, процедить. Принимать по 3 капли 3 раза в день на молоке.

• Одну чайную ложку очитка большого положить в термос и залить 100 г кипящего молока. Дать настояться два часа, процедить. Выпить ребенку в течение дня.

Укрепление организма

Одну чайную ложку сбора трав положить в термос и залить 100 г кипящего молока. Дать настояться два часа, процедить. Выпить ребенку в течение дня.

Одну чайную ложку сбора трав положить в термос и залить 100 г кипящего молока. Дать настояться два часа, процедить. Дать выпить ребенку в течение дня.

Остаточные явления ДЦП

• Три растения подснежника (корень и надземная часть) мелко порезать, залить 250 г водки. Дать настояться 10 дней в теплом темном месте. Принимать по одной капле 3 раза в день на молоке.

Детям, страдающим ДЦП, после 7 лет полезны парные бани. Очень хороши дубовые и березовые веники, которые лучше всего готовить с 10 по 30 июня. В веник можно вплетать крапиву двудомную.

Пораженные части тела хорошо растирать тертым хреном, редькой, медом с солью или водкой, настоянной на стручковом перце.

Какие травы помогут при ДЦП

Перед упорством ДЦП не устоит

У многих стойкое убеждение, что детский церебральный паралич — порождение последнего столетия. Но это не так. В середине XIX века его называли «болезнь Литта» в честь британского доктора, который первым установил причинную связь между осложнениями во время родов и нарушениями умственного и физического развития детей после рождения. Существенную роль в возникновении ДЦП также играют заболевания (в том числе профессиональные) родителей (особенно матери), их вредные привычки и т.д.

ДЦП — это сборный термин, означающий группу нарушений, ограничивающих активность. Главное, что детский церебральный паралич не прогрессирует: поврежденные структуры мозга не расширяются и не захватывают новые области нервной ткани. Поэтому есть шанс постепенно добиться улучшения, все зависит от степени поражения. Подобный диагноз ставят 1 — 3 малышам из тысячи. У одних проявления недуга практически незаметны, у других — крайне тяжелые. Дети с ДЦП запаздывают в своем моторном развитии, позднее начинают переворачиваться, сидеть, ползать, ходить, страдают от повышенного мышечного тонуса, неконтролируемых спонтанных движений, нарушений равновесия и координации. Для них очень важен индивидуальный подход при длительном комплексном лечении. И роль фитотерапии здесь значима.

Главное — спокойствие

В порядке чередования назначаются настои лекарственных трав, обладающих антиспазматическим, противосудорожным, успокаивающим действием. Такие сборы снижают внутричерепное давление и рефлекторную возбудимость, снимают спазмы мышц, улучшают сон, уменьшают тонус гладкой мускулатуры, замедляют ритм сердечных сокращений и улучшают общее самочувствие. Дети становятся более спокойными и контактными.

Очень эффективен этот состав.

Барвинок малый, трава — 15 г.

Одуванчик лекарственный, корень — 15 г.

Мелисса лекарственная, трава — 20 г.

Сушеница топяная, трава — 30 г.

Овес посевной, семена — 35 г.

Хмель обыкновенный, соплодия — 10 г.

Синюха голубая, корневище — 10 г.

Шиповник коричный, плоды измельченные — 30 г.

Череда трехраздельная, трава — 15 г.

Боярышник кровяно–красный, плоды — 25 г.

1 ст. л. смеси залить 500 мл кипятка, настаивать 2 часа. Принимать 5 — 6 раз в день в теплом виде.

Не менее действенен и такой вариант.

Фиалка трехцветная, трава — 30 г.

Таволга вязолистная, цветки — 20 г.

Солодка голая, корень — 10 г.

Бадан толстолистный, корень — 10 г.

Череда трехраздельная, трава — 10 г.

Тысячелистник обыкновенный, трава — 10 г.

Сабельник болотный, корневища — 10 г.

Мелисса лекарственная, трава — 15 г.

Готовить и принимать, как и предыдущий.

Ставка на витамины

При ДЦП поливитаминный комплекс может быть следующим.

Шиповник коричный, толченые плоды — 30 г.

Черника обыкновенная, плоды — 20 г.

Рябина обыкновенная, плоды — 15 г.

Боярышник кровяно–красный, плоды — 20 г.

Солодка голая, корень — 5 г.

Яснотка белая, трава — 10 г.

Овес посевной, семена — 25 г.

Смородина черная, плоды — 25 г.

Ежевика сизая, лист — 20 г.

2 ст. л. сбора залить 250 мл кипятка и 250 мл кипящего березового или кленового сока. Смесь настоять полчаса в темном месте и процедить. Принимать 3 — 4 раза в день за 20 минут до еды в теплом виде.

Практически всем детям, страдающим ДЦП, назначаются настои, обладающие мочегонным действием.

Хвощ полевой, трава — 10 г.

Сушеница топяная, трава — 10 г.

Барвинок малый, трава — 15 г.

Овес посевной, семена — 25 г.

Брусника обыкновенная, лист — 10 г.

Береза повислая, лист — 10 г.

Шиповник коричный, плоды измельченные — 25 г.

Череда трехраздельная, трава — 15 г.

Василек синий, цветки — 20 г.

Синюха голубая, корневище — 5 г.

Состав готовим и принимаем, как и два первых.

Лечебная «заплатка» и другие тонкости

И, конечно же, нельзя списывать со счетов фитоаппликации. Для борьбы со спазмами и контрактурами их назначают на позвоночник и конечности из распаренных сухих или, что еще лучше, свежих трав.

Солодка голая, корень и трава — 50 г.

Смородина черная, лист — 60 г.

Сушеница топяная, трава — 100 г.

Рута душистая, трава — 40 г.

Укроп огородный, трава — 30 г.

Овес посевной, семена — 50 г.

Донник лекарственный, трава — 40 г.

Вереск обыкновенный, трава — 50 г.

Полынь обыкновенная, трава — 30 г.

Мать–и–мачеха, лист — 50 г.

Ромашка аптечная, трава — 50 г.

Календула лекарственная, трава — 50 г.

Сбор перемешать, взять необходимое количество смеси и залить горячей водой на 30 — 40 минут. Когда температура опустится до плюс 40 — 50 градусов, травы завернуть в плотную ткань или несколько слоев марли, лишнюю жидкость отжать и положить на позвоночник или конечности. Накрыть клеенкой, укутать полотенцем и дать ребенку спокойно полежать полчаса. Затем фитоаппликацию снять, кожу лишь слегка промокнуть полотенцем. Лучше эту процедуру делать на ночь.

Настои, остающиеся от фитоаппликаций, можно использовать на следующий день для лечебных ванн. 100 г настоя заливают 3 л воды, на медленном огне доводят до кипения, проваривают 5 минут, затем настаивают полчаса и процеживают. Выливают в ванну и разбавляют водой, температура которой плюс 38 градусов, до необходимого объема. В ванне надо лежать так, чтобы вода покрывала все тело, но верхняя часть груди оставалась открытой. После 10 — 15–минутной процедуры рекомендован часовой отдых или сон.

Биологически активные вещества (фитонциды, терпены, витамины, флавониды, эфирные масла и др.), выделяющиеся травами, через кожу и дыхательные пути попадают в кровь и разносятся к органам, оказывая лечебное действие. Теплые ванны заметно снижают спастику.

При повышенной нервной возбудимости поможет успокаивающая ванна.

Полынь обыкновенная, трава — 15 г.

Валериана лекарственная, корень — 20 г.

Иссоп, трава — 15 г.

Мята перечная, трава — 10 г.

Береза повислая, лист — 30 г.

Все смешать, залить 1 л кипятка и настаивать 30 минут. Процедить и добавить в ванну.

Также очень полезны при ДЦП валериановые, хвойные, шалфейные ванны. Их принимают через день по 10 — 15 минут.

Лечебные фитованны можно проводить как одновременно с приемом настоев внутрь, так и в промежутках между курсами. Если двигательные расстройства значительные, рекомендуются влажные фитообертывания. Для этого в отваре трав комнатной температуры намочите простыню. На постель положите клеенку, поверх нее больного, завернутого во влажную простыню. Затем края клеенки соедините и укройте теплым одеялом. Так можно лежать 1 — 2 часа. На курс — 20 — 25 процедур 1 — 2 раза в неделю. Можно сочетать ванны и обертывания.

После фитоаппликаций и ванн очень хорошо сделать массаж, используя мази на основе лекарственных растений, обладающих противовоспалительным, успокаивающим и антиспазматическим действием. Это могут быть мелисса лекарственная, чистотел большой, сушеница топяная, солодка голая, рута душистая, ромашка аптечная, одуванчик лекарственный. Чем младше ребенок, тем большее для него значение имеет тактильный контакт.

Прежде чем приступать к самостоятельному лечению, обязательно проконсультируйтесь у лечащего врача. В противном случае возможны нежелательные и непредвиденные последствия.

Советская Белоруссия №101 (24484). Суббота, 31 мая 2014 года.

Упражнения для детей с ДЦП

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

ДЦП – серьезная патология, которая связана с нарушением мозговых функций, ответственных за движения. Такие нарушения не усугубляются с ростом и развитием ребенка: они возникают при рождении и не исчезают с возрастом. Упражнения для детей с ДЦП – важный момент помощи больному малышу, ведь расстройства двигательной функции часто выражаются в слабости некоторых мышечных групп.

Занятия могут позволить ребенку больше координировать свои движения, по возможности выпрямить походку, улучшить повороты шейного отдела.

Упражнения лечебной физкультуры лучше чередовать с сеансами массажа, а также с другими процедурами, улучшающими микроциркуляцию в тканях.

[1], [2], [3], [4], [5]

Лечебная физкультура при ДЦП

Применение занятий лечебной гимнастикой при ДЦП входит в обязательную схему детского медицинского восстановления, как активная составляющая комплексного лечения, средство поддержания организма ребенка в активном двигательном состоянии, стимулятор внутренних резервов и защитных сил.

Из чего состоит комплекс лечебной физкультуры?

  • Выполнение физических упражнений, самостоятельно или при помощи взрослых.
  • Массажные процедуры.
  • Закаливание и укрепление организма, активный образ жизни.
  • Рефлексотерапия, иглоукалывание.
  • Привлечение ребенка к легкой трудовой деятельности.

Все перечисленные методы в комплексе способны вылечить патологические расстройства и восстановить поврежденные функции пациента. Помимо этого, улучшается общее состояние организма, укрепляется иммунитет, стабилизируется психологическое состояние ребенка.

Успех в лечении детей с ДЦП напрямую зависит от четкого соблюдения графика тренировок, недопущения пропуска занятий, поддерживания режима дня. Однако необходимо отдавать себе отчет в том, что процесс восстановления будет длительным и достаточно сложным.

Основные направления и цели занятий:

  • приведение мышечной системы в нормальный тонус, укрепление неразвитой и ослабленной мускулатуры;
  • улучшение движений в суставах;
  • развитие координационных функций, умения поддерживать равновесие;
  • разработка навыков самостоятельной смены положений тела (стояния, сидения, передвижений);
  • активизация двигательных функций (подвижные игры, развитие реакции);
  • развитие самостоятельности, прививание бытовых и трудовых навыков.

Любой комплекс упражнений следует начинать с верхней части туловища, а заканчивать нижними конечностями. Иногда ребенку легче выполнять упражнения перед зеркалом: имея возможность следить за своими движениями, малышу легче их координировать.

Комплекс упражнений для детей с ДЦП

Предлагаем вам ознакомиться с рядом наиболее эффективных упражнений, которые рекомендуются для проведения детям с ДЦП.

Занятия, развивающие навыки движения:

  • ребенок сидит на корточках, взрослый становится перед ним так же, кладет ручки ребенка на свои плечи и, придерживая его у пояса, пытается поставить малыша на колени;
  • ребенок стоит на коленях, взрослый поддерживает его подмышками и наклоняет в разные стороны. Такой прием позволяет ребенку научиться распределять нагрузку то на правую, то на левую ножку;
  • взрослый стоит позади стоящего ребенка, придерживая его подмышки, и мягко толкает своими коленями подколенные впадины ребенка, заставляя его присесть;
  • ребенок сидит на стуле, взрослый стоит напротив него, зафиксировав его ножки, прижав ступни к полу. Взрослый берет руки ребенка и вытягивает их кпереди и кверху, что заставляет малыша встать;
  • придерживая ребенка, просить его постоять попеременно на каждой ножке, стараясь сохранить равновесие;
  • подстраховывая ребенка за руки, производить толчки и тянущие движения в разные стороны, заставляя ребенка сделать шаг.
Читайте также:  Скорая помощь при гипертонии как быстро понизить давление.

Занятия для нормализации суставных функций:

  • ребенок лежит на спине, одна ножка вытянута, а другую следует постепенно приводить коленом к животу, после чего вернуться в первоначальное положение;
  • ребенок лежит на боку, при помощи взрослого медленно отводя бедро то в одну, то в другую сторону. Колено при этом согнуто;
  • ребенок лежит на спине, попеременно поднимает и опускает ножки, сгибая их в колене;
  • ребенок лежит на животе, под грудью подложена подушка. Взрослый приподнимает ребенка за верхние конечности, разгибая верхнюю часть туловища.

Занятия для мускулатуры живота:

  • ребенок сидит на стуле, взрослый помогает ребенку наклониться вперед. Возврат в исходное положение малыш должен проделать самостоятельно, либо при небольшой помощи взрослого;
  • ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела. Необходимо стимулировать попытку малыша перевернуться на живот и снова на спину самостоятельно, не используя при этом ручки;
  • научить ребенка напрягать мышцы животика, упражнение можно сочетать с глубокими вдохами и выдохами;
  • ребенок сидит на полу, ножки вытянуты. Помочь малышу дотянуться пальчиками рук до пальчиков ног, не сгибая ножки в коленях;
  • ребенок лежит на спине, взрослый помогает ребенку поднять прямые ножки и довести их, прикоснувшись пальцами пола над головой.

Занятия для устранения гипертонуса мышц рук:

  • проводить активные движения кистью ребенка в разных направлениях, изредка потряхивая рукой и расслабляя мускулатуру;
  • крепко удерживать руку или предплечье ребенка до устранения состояния гипертонуса, после чего покачать или встряхнуть конечность для расслабления.

Занятия для мышц ног:

  • ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела, ножки привести к животу. Взрослый удерживает голени и поочередно отводит ножки в тазобедренном суставе, сочетая отведения в стороны с круговыми вращениями ноги;
  • взрослый проводит ребенку сгибательные и разгибательные движения тазобедренного сустава, после этого ребенок пробует удержать ножку самостоятельно.

Занятия для поддержания шейной мускулатуры и мышечного корсета туловища:

  • ребенок лежит на спине, а взрослый, приподнимая туловище за подмышки, покачивает его из стороны в сторону, поворачивает вправо и влево, не позволяя ребенку сопротивляться. Точно так же покачивают и голову, придерживая её на весу;
  • ребенок лежит на боку, а взрослый пытается опрокинуть его на живот, либо на спину. При этом малыш должен пытаться не поддаваться толчкам, оказывая сопротивление;
  • ребенок сидит на стуле, руки и голова расслаблены. Взрослый поворачивает голову в разные стороны, наклоняет вперед и назад, а ребенок пытается максимально расслабить мышцы шеи.

Занятия для стабилизации дыхания:

  • попросить ребенка сымитировать глубокое дыхание, задуть горящую свечу, сдуть с ладони перышко. Полезно вместе с малышом надувать воздушные шарики или играть, пуская мыльные пузыри;
  • отличный эффект можно ожидать, если научить ребенка петь. Схожее действие наблюдается при игре на губной гармошке, свирели, для начала можно использовать обычный свисток;
  • научить ребенка пускать пузыри через соломинку в стакан воды.

[6]

Развитие мимики лица у детей с ДЦП

Зачастую ребенок с диагнозом ДЦП не всегда может определить свое эмоциональное состояние, правильно отреагировать на положительные и негативные эмоции, продемонстрировать именно то выражение лица, которое бы соответствовало необходимому чувству, которое испытывает малыш. Как научить ребенка распознавать эмоциональное разнообразие и правильно толковать его? Как добиться имитации малышом тех или иных эмоций, чтобы в будущем быть понятым в обществе и понимать окружающих? Для этого существуют специальные психогимнастические упражнения:

  • взрослый должен демонстрировать малышу, как принюхивается щенок, прислушивается птица, как кошка выслеживает мышку. Затем следует попросить ребенка повторить увиденное;
  • продемонстрировать удивленные глаза, попросить повторить;
  • описать момент счастья и удовольствия, показать, как радуется ласке котенок, а щенок – вкусному угощению;
  • описать ощущение боли, продемонстрировать боль в животе, плач, чувство холода;
  • показать момент отвращения: пусть малыш представит, что пьет горькое лекарство или ест лимон;
  • объяснить, что такое злость, показывая сердитого человека;
  • продемонстрировать чувство страха, потери родного дома или родных людей;
  • развивать чувство стыда и вины за свои поступки, научить просить прощения.

[7], [8]

Упражнения в бассейне при ДЦП

Водные процедуры успешно применяются при физическом восстановлении детей, пораженных ДЦП. Ни для кого не секрет, что вода отлично расслабляет мускулатуру, стабилизирует мышечный тонус, придает энергии. Занятия в воде ослабляют действие стрессов и излечивают депрессивные состояния. Особый эффект можно ожидать от совмещения ЛФК с пребыванием в воде. Такой способ лечения называют гидрокинезотерапией. Он может включать в себя проведение определенных упражнений или игр в воде, а также применение подводного массажа. Непередаваемый эффект наблюдается при плавании ребенка в дельфинарии: общение с дельфинами считается истинно лечебным. Понять механизм данного лечения трудно, однако положительные результаты такой терапии неоспоримы.

Собственно, следует понимать, что лечебные мероприятия и уход за малышом с ДЦП – это длительный процесс, которому необходимо посвятить максимум времени и сил, и лишь тогда принятые меры воздадутся долгожданными положительными результатами. Только постоянная забота и безграничное внимание близких помогут добиться желаемых сдвигов в физическом развитии ребенка. Упражнения для детей с ДЦП необходимо проводить постоянно и настойчиво, на протяжении всего периода патологии.

[9], [10]

Лечение ДЦП

Главной причиной ДЦП (детский церебральный паралич) является изменение нормальной структуры головного мозга. Болезнь проявляется множественными и разнообразными нарушениями двигательной сферы. Сами мышцы ребенка постоянно находятся в измененном состоянии, которое характеризуется повышенным или пониженным тонусом. Расстройства движений происходят из-за того, что сигнал от головного мозга различным группам мышц передается с нарушениями. Кроме того, больной страдает от патологий речевой, эмоциональной, умственной и волевой сферы, что объясняется аномальным развитием тканей головного мозга и состоянием мышц.

Развитие детей с диагнозом ДЦП происходит с нарушениями и сопряжено с определенными трудностями. В первую очередь, такие больные не имеют возможности выполнять координированные действия.

Можно выделить две основных особенности заболевания:

Ткани ЦНС имеют нарушенную структуру.

Человек не в состоянии полноценно передвигаться без посторонней помощи, а возможность к самообслуживанию сохраняется лишь частично.

Все движения больного остаются замедленными, что способствует формированию нарушенных связей между представлением об окружающем мире и мышлением. Ребенок не в состоянии полноценно тренировать мышечную память, что приводит к невозможности правильного развития некоторых мозговых функций. Поэтому дети с таким диагнозом зачастую очень плохо считают и усваивают иные математические действия. При этом абстрактные знания и возможность логически мыслить у людей с ДЦП сохраняется.

Зачастую интеллект у детей с церебральным параличом достаточно развит, но умственная работоспособность оказывается нарушенной. Они не имеют возможности заниматься длительное время, что приводит к усвоению меньшего объема информации. По этой причине около 70% всех детей с ДЦП имеют задержку психического развития. Что касается интеллекта, то у некоторых больных он сохраняется на нормальном уровне, а у некоторых наблюдается его выраженное снижение, которое может доходить до дебильности.

Что касается эмоционального развития детей с ДЦП, то они являются более ранимыми и впечатлительными по сравнению со своими сверстниками. Такие дети сильнее привязаны к своим родителям или людям, являющимися их опекунами. Важной составляющей, оказывающей выраженное влияние на развитие психики и интеллекта больных, является слабое развитие всех групп мышц, что обусловлено недостаточной физической активностью. Дети оказываются лишенными возможности принимать участие в активных играх, их подвижность ограничена. Контакты со сверстниками не столь интенсивны и часты, как между здоровыми детьми. Часто малыши имеют различные нарушения в речевой сфере, что также сказывается на качестве взаимодействия. Речь, в первую очередь, страдает из-за патологического тонуса тех групп мышц, которые отвечают за нормальную фонетику.

Принципы лечения ДЦП

Лечение ДЦП производится по нескольким направлениям. Во-первых, необходимо максимально исправить речевые дефекты. Во-вторых, следует корректировать и совершенствовать двигательные навыки. В-третьих, нужно осуществлять работу, призванную исправлять имеющиеся нарушения в психической сфере. Для устранения двигательных расстройств важно формировать мышечный стереотип, закреплять правильные позы и пр. Обязательно нужно проводить лечение, направленное на устранение основного заболевания, которое стало причиной развития ДЦП.

В терапии болезни активно используются такие методики, как:

Медикаментозное лечение препаратами, призванными привести в норму мышечный тонус. Это могут быть такие лекарственные средства, как: Баклофен, Диспорт, Мидокалм и другие.

Не менее активно в лечебной практике применяются следующие техники и приемы:

Пневмокостюм «Атлант». Он способствует растяжению мышц, фиксации суставов и подачи в головной мозг «исправленного» сигнала. В итоге, конечности начинают правильно двигаться.

Костюм «Спираль», который стимулирует компенсаторные возможности организма. Его использование способствует уменьшению спастичности мышц, приобретению новых двигательных навыков.

Костюмы, дающие нагрузку («Гравистат», «Адели»).

Занятия с логопедом по определенным методикам.

Использование лечебных тренажеров, ходунков, велосипедов, кресел и пр.

Иногда имеющиеся двигательные дефекты не поддаются коррекции с помощью консервативных и вспомогательных методик. В этом случае врачи прибегают к оперативному лечению. Выполняются операции по удалению контрактуры мышц, вмешательства на поясничной области, практикуется пластика сухожилий (ахиллопластика). Не исключено, что может потребоваться нейрохирургическое лечение со стимуляцией спинного мозга, с удалением поврежденных участков и т. д.

Очень часто к лечению больных ДЦП привлекают лошадей, дельфинов и других животных. В целом такие методики носят название анималотерапии. Параллельно дети направляются в специализированные санатории, где оказывается комплексное воздействие на организм.

Российские медики часто практикуют лечение ДЦП с помощью препаратов, направленных на улучшение мозгового кровообращения. Это такие лекарственные средства, как: Глицин, Актовегин, Церебролизин и пр. Также применяют в комплексной терапии БАДы и антиоксиданты. На вооружении у медиков стоят стволовые клетки. Однако, доказанной эффективности в лечении ДЦП эти препараты не имеют.

Родители должны знать следующую информацию:

    Противосудорожные препараты назначает только врач-эпилептолог. Дозировка должна быть строго определена, а для приема таких лекарственных средств обязательно наличие показаний. Могут быть использованы препараты Вальпроевой кислоты, Топирамат, Ламотриджин.

    Для устранения сильных мышечных болей возможно назначение таких препаратов, как: Баклофен и Диазепам. Самостоятельное их применение не допустимо.

    В особо тяжелых случаях назначают инъекции ботокса, когда препарат вводят в пораженную мышцу. Стоит понимать, что эффект от такого лечения временный и сохраняется на протяжении 6 месяцев, но не более.

    Что касается иных лекарственных средств, которые очень часто выписывают врачи, то они являются не более чем пустышками. Если очаг в мозге уже умер, восстановить его невозможно. Поэтому предлагать ребенку обилие БАДов, витаминов, ноотропных препаратов не следует. Как было сказано, их эффективность не является доказанной.

    К таким средствам относят:

    Церебролизин, Актовегин, Кортексин.

    Пирацетам, Фенибут, Пантогам и прочие ноотропы.

    Все гомеопатические средства.

    Чем раньше будет начата терапия, тем большего эффекта удастся достичь. Если лечение будет отсрочено, это грозит развитием серьезных осложнений и ухудшением состояния ребенка. Возможно формирование искривления позвоночного столба, плоскостопия, дисплазии тазобедренных суставов и пр. В итоге терапия ДЦП осложняется необходимостью проведения мероприятий, направленных на устранение приобретенных ортопедических патологий. Зачастую в таких случаях требуется наложение шин, использование распорок, лангет и иных корректирующих устройств. Если вовремя не распознать и не устранить дисплазию, то это грозит постоянными вывихами суставов, которые можно будет исправить только с помощью операции.

    Задачи лечения детей с ДЦП

    Полностью избавиться от ДЦП невозможно, однако, достичь значительного успеха в развитии ребенка вполне реально. При грамотном ведении больного, удается отточить навыки самообслуживания и двигательные навыки. Это позволит сделать ребенка менее зависимым от помощи других людей в будущем.

    Поэтому перед врачами и родителями, занимающимися лечением ребенка с ДЦП, встают следующие задачи:

    Всячески стимулировать стремление ребенка к самообслуживанию. Поощрять выполнение им правильных движений и действий.

    Препятствовать формированию искривления позвоночного столба, контрактур и закреплению навыков неправильных поз.

    Создавать среду, стимулирующую развитие речи и психоэмоциональной сферы.

    Для решения поставленных задач обязательно должен учитываться возраст ребенка, форма ДЦП, тяжесть течения болезни, уровень умственного развития, наличие сопутствующих патологий.

    Базовые правила работы с детьми с ДЦП

    Работа с детьми с ДЦП предполагает плотное взаимодействие ребенка не только с доктором (невролог, физиотерапевт, врач лечебной физкультуры, хирург), но и с педагогом, логопедом, психологом. Начинать его нужно с раннего возраста. Занятия с детьми 1-3 лет предполагают обучение их навыками самообслуживания, развитие речи, формирование двигательных навыков, обучение взаимодействию с другими детьми.

    Очень важно обучать больного ребенка общаться со сверстниками, формировать у них стереотипы, призванные облегчить социализацию. При этом индивидуальный подход должен присутствовать на постоянной основе. Приоритетная форма ведения занятий – это игра, но руководить ей должен взрослый, грамотно корректируя действия ребенка. Педагог должен поощрять выполнение правильных движений и исправлять патологические позы.

    В работе с детьми с ДЦП должны быть использованы приборы и устройства, направленные на поддержание и фиксацию правильных поз, положения рук и ног, головы и туловища. Только так удастся добиться выработки и закрепления артикуляционных навыков, откорректировать зрительные движения в ответ на изменения в окружающей обстановке.

    Лечебная физкультура и массаж

    На массаж детей с ДЦП направляют уже в возрасте от 1,5 месяцев и старше. Хороший эффект дает классическая схема массажа. Однако, не стоит отказываться от сегментарного, точечного, криомассажа или массажа по методике Манакова. Важно, чтобы все манипуляции осуществлял специалист, который в индивидуальном порядке подбирает технику массажа и частоту проводимых сеансов. Врачи категорически не рекомендуют родителям делать массаж ребенку с ДЦП самостоятельно.

    Что касается комплексов лечебной физкультуры, то они должны реализовываться на постоянной основе. Подбор упражнений зависит от состояния здоровья ребенка и из индивидуальных особенностей его развития. Не менее важен принцип дозирования физической нагрузки и ее плавное увеличение.

    Детям с церебральным параличом показано выполнение следующих упражнений:

    Хождение по наклонной поверхности, что способствует тренировке равновесия;

    Постановка правильной ходьбы для выработки правильного мышечного стереотипа;

    Расслабление мышц, снижение повышенного тонуса;

    Увеличение объема движений;

    Расширение амплитуды движений;

    Повышение мышечной силы.

    Массаж и ЛФК по Д. Сандакову:

    Возможные методики лечения ДЦП

    В лечении детей с ДЦП применяют различные методики, способствующие борьбе с прогрессированием болезни, среди них:

    Бальнеотерапия. Эта методика предполагает выполнение специальных упражнений в водной среде. В воде вес тела уменьшается, что позволяет ребенку легче выполнять различные движения. Хорошо тренировать в бассейне навыки ходьбы. Зачастую дети с ДЦП сначала учатся плавать, а лишь потом ходить. Хорошо, когда занятия в бассейне подкрепляются гидромассажем, приемом хвойных, йодобромных, валериановых, радоновых, скипидарных ванн. Подводный массаж хорошо реализовывать в современных ваннах типа «Aquapedis», «Aquamanus», в которых терапевтический эффект дополнен озонированием и хромоцветотерапией. Гальванические ванны «Веришофен» позволяют воздействовать на организм не только теплой водой, но и токами (импульсным или гальваническим), а также лекарственными веществами (скипидаром, бишофитом, никотиновой кислотой, хвойным экстрактом и пр.).

    Климатическая квант-камера позволяет воздействовать на организм лазерным душем.

    Грязелечение. Эта методика способствует улучшению состояния нервной системы больного. С помощью теплых обертываний удается уменьшить повышенный мышечный тонус.

    Электрофорез. Эта методика направлена на снижение мышечного тонуса. В целом, все физиотерапевтические методы лечения дают положительный эффект в борьбе с болезнью. Поэтому врачи рекомендуют периодически проходить сеансы парафинотерапии, шиатсу-терапии, иглорефлексотерапии, светолечения, и магнитотерапии.

    Кинезиотейпинг в педиатрии. Суть метода – специальные клейкие ленты из хлопка, которые активизируются при помощи тепла тела, накладываются в виде аппликаций по линиям мускулатуры для фиксации пораженных суставов, мышц, сухожилий, уменьшения боли и воспалений, для расслабления уставших мышц. В отличие от плотной фиксации посредством гипса, кинезиотейпинг лечит такие травмы посредством движений. Метод не препятствует движению и позволяет продолжать ежедневные занятия в обычном режиме. Можно принимать душ, ходить в бассейн, а люди, имеющие нарушения двигательных функций могут сами себя обслуживать в быту. Первоначально этот метод использовался для реабилитации профессиональных спортсменов, однако затем метод нашел применение не только в сфере спорта и на данный момент используется для терапии широкого спектра – от головной боли до посттравматической реабилитации.

    Читайте также:  Люмбаго (при острой боли алоэ, мед, кагор) рецепт смеси

    Очень полезно для выработки правильных навыков ходьбы заниматься на беговой дорожке перед зеркалом. Также существуют специальные велосипеды для детей с ДЦП, занятия на которых стимулируют формирование правильных навыков движений нижних конечностей.

    Занятия на батуте позволяет тренировать вестибулярный аппарат.

    Занятия с логопедом входят в обязательную программу лечения детей с ДЦП. Благодаря таким «урокам» удается научить ребенка разговаривать, что препятствует прогрессированию ЗПР, но способствует социализации. Существуют специализированные курсы логопедического массажа, которые дополнены медикаментозным лечением.

    Все методики должны реализовываться циклично, повторяясь 2-3 раза в год. Один курс может включать в себя до 40 занятий.

    Безусловно, появление в семье ребенка с диагнозом ДЦП является шоком для родителей. Однако, любовь к своему малышу позволит преодолеть все имеющиеся трудности. Возможно, что потребуется помощь семейного психолога, отказываться от которой не следует. Это позволит обрести гармонию и принять сложившуюся ситуацию, что обязательно положительным образом скажется на внутрисемейных отношениях.

    Аппликационная терапия ДЦП с помощью аппликаторов Ляпко

    Видео о том, как правильно использовать аппликатор Ляпко, о результатах лечения:

    Образование: В 2005 году пройдена интернатура в в Первом Московском государственном медицинском университете имени И. М. Сеченова и получен диплом по специальности «Неврология». В 2009 году окончена аспирантура по специальности «Нервные болезни».

    Помогает ли ЛФК при ДЦП справляться с недугом?

    Детский церебральный паралич (ДЦП) это паралич центральной нервной системы, который проявляется в результате поражения одного или нескольких отделов головного мозга. Существует огромное количество методик, применяемых для лечения таких пациентов, но в данной статье речь пойдет об ЛФК при ДЦП, или, другими словами — все о применении лечебной физкультуры для лечения больных ДЦП.

    Важность физической нагрузки

    ДЦП проявляется в затруднении выполнения некоторых движений или, наоборот, непроизвольному выполнению тех или иных движений. ЛФК призвана не только укрепить организм пациента, но и научить его осуществлять контроль над своим телом. Можно сказать, что ДЦП и спортзал неразрывно связаны друг с другом.

    Физические нагрузки методом ЛФК преследуют следующие цели:

    1. Обучение бытовым навыкам и умениям.
    2. Знакомство пациентов с трудом (метод трудовой терапии).
    3. Обучение больного приемам самообслуживания.

    Основные принципы лечебной физкультуры

    • систематичность и регулярность (непрерывный характер занятий крайне важен, так как мышечная память довольно быстро забывает некоторые моменты);
    • увеличение нагрузки должно происходить не скачкообразно, а плавно, учитывая состояние пациента;
    • индивидуальный подход (в подобной ситуации только работа индивидуально, групповой подход исключен);
    • прием во внимание возраст ребенка и его состояние.

    Так какую же роль оказывают физические упражнения на организм малыша, страдающего ДЦП:

    • общеоздоровительное;
    • препятствует формированию спаек между нервными окончаниями;
    • укрепляющее;
    • способствует активизации ослабленных мышц;
    • устраняет сколиоз (искривление позвоночника);
    • улучшает кровообращение (за счет этого происходит активизация мозговой деятельности).

    Можно применять для ЛФК метод доктора Бандурина. Который в себя включает тридцатиминутные занятия лечебной физкультурой и часовой сеанс массажа.

    Примеры ЛФК при ДЦП

    ЛФК для детей с ДЦП включает в себя несколько самостоятельных направлений. Как правило, это не всегда гимнастика, но и некоторые другие формы в том числе упражнения:

    • для осуществления поддержки двигательных функций;
    • укрепления суставов;
    • мышц живота;
    • туловища и шеи;
    • коррекции дыхания;
    • мимики;
    • эмоций.

    Помимо прочего, различают такие подвиды ЛФК, как лечение:

    Кстати, для лечения ДЦП применяют массаж и йогу.

    Поддержка двигательных функций

    Для поддержки двигательных функций малыша применяют следующий комплекс упражнений:

    С пяток на колени

    Исходное положение — ребенок сидит на пятках.

    Доктор (родитель) встает перед ним и кладет руки пациента на свои плечи. Ребенок должен встать на колени из исходного положения. Задача доктора стимулировать такие попытки

    Перенос веса с одной ноги на другую

    Исходное положение — специалист поддерживает ребенка подмышками, находясь сзади.

    Доктор плавно перемещает ребенка влево и вправо, чтобы пациент научился переносить вес с одной ноги на другую. Важно, чтобы во время переноса веса тела на одну ногу вторая нога была оторвана от пола, а руки разведены в стороны.

    Исходное положение — ребенок находится в положении сидя на корточках.

    Специалист надавливает на колени малыша руками из-за спины и постепенно наклоняет туловище пациента. В таком положении колени самопроизвольно должны начать разгибаться.

    Исходное положение — ребенок сидит на стуле

    Врач становиться перед ним и слегка наступает на его ноги. Нога врача не должна причинять малышу боль или дискомфорт. Руки больного поднимаются вверх и слегка тянуться специалистом, что провоцирует самостоятельный подъем со стула.

    Исходное положение — малыш стоит, причем одна нога выставлена вперед.

    Для данного упражнения потребуется присутствие двоих взрослых. Один становиться перед лицом, второй за спиной у больного. Поочередно производятся толчки (не диагонально, а напрямую в грудь и спину). Упражнение тренирует равновесие у малыша.

    Исходное положение — ребенок стоит.

    Врач начинает подтягивать больного за руку слегка толкая его в разные стороны, чтобы спровоцировать сделать шаг.

    Исходное положение — ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях.

    Врач контролирует, чтобы стопы пациента давили в поверхность пола. Данное упражнение позволяет повысить опороспособность.

    Суставы

    ЛФК для детей с ДЦП состоит из большого количества упражнений как в тренажерном зале, так и без применения специальных приспособлений. Работа над суставами важная составляющая успешного лечения больного. Комплекс упражнений для активизации работы суставов в себя включает:

    Исходное положение — ребенок лежит на спине, причем его конечности выпрямлены вдоль тела.

    Врач поочередно сгибает в колене то правую, то левую ногу, стараясь достать до живота (если это вызывает дискомфорт, можно ограничиться обычным сгибанием конечности в колене).

    Исходное положение — пациент лежит на боку.

    Специалист помогает пациенту отводить в сторону бедро верхней ноги. Данное упражнение помогает развивать суставы нижних конечностей.

    Упражнение со столом

    Исходное положение — ребенок лежит на животе на столе, причем его ноги свисают вниз.

    Так как больной ребенок, скорее всего, будет поджимать ноги данное адаптивное упражнение заключается в стимулировании малыша постепенно разогнуть ноги.

    Исходное положение — малыш лежит на животе, а под тазом у него находится валик (можно использовать свернутое махровое полотенце).

    Врач приподнимает ребенка за руки и начинает делать небольшие рывки, чтобы происходили пружинящие движения.

    Исходное положение — ребенок лежит на спине, его голова повернута влево или вправо, в зависимости от того, какая рука будет выполнять упражнение.

    Врач производит сгибание той руки, на которую смотрит пациент. Это позволяет не просто отработать автоматизм при сгибании, но и помогает осознать малышу, что именно происходит с его телом в тот или иной момент.

    Мышцы живота

    Методика тренировки мышц живота похожа на тренировку обычных спортсменов, выполняющих упражнения для мышц брюшного пресса, с той разницей, что ребенку с ДЦП необходима помощь постороннего человека.

    Сгибание и разгибание

    Исходное положение — малыш располагается на коленях у мамы и прижимается спиной к ее груди.

    Мама вместе с малышом наклоняется вперед, после чего держит его ноги и тазобедренный сустав, для того, чтобы малыш вернулся в исходное положение самостоятельно. Возможно, на первоначальном этапе он не сможет этого сделать, тогда мама должна будет помочь.

    Исходное положение — ребенок лежит на спине.

    Врач помогает малышу выполнить мах левой или правой ногой, тем самым провоцируя его перевернуться со спины на живот и обратно. Подключать к перевороту руки не следует.

    Исходное положение — пациент лежит на спине.

    Фитнес имеет много упражнений, связанных с дыханием, одно из таких применяется во время ЛФК для детей с ДЦП. Ребенок делает вдох и выдох, причем на выдохе живот должен втягиваться, а на вдохе округляться.

    Наклоны к ногам

    Исходное положение — ребенок сидит на полу, ноги вытянуты вперед и немного разведены в стороны.

    Врач располагается позади пациента и помогает ему выполнить наклон вперед. Наклон выполняется до тех пор, пока руки не достанут до пола. В идеале необходимо коснуться кончиком лба пола.

    Данное упражнение имеет разный эффект. Помимо того, что оно является классическим упражнением для мышц живота, оно тренирует гибкость, растяжку, устраняет проблемы с искривлением позвоночника и нормализует кровообращение.

    Исходное положение — ребенок лежит на спине, ноги вместе, руки вдоль тела.

    Врач помогает больному выполнить прогиб в позвоночнике, причем важно, чтобы его конечности не отрывались от пола.

    Исходное положение — ребенок лежит на спине, прямые ноги подняты вверх.

    Врач контролирует малыша, чтобы он смог дотронуться пальцами ног поверхности пола за головой. Выполняется своеобразное запрокидывание. Контроль при выполнении данного упражнения должен быть тотальным, во избежание травмирования пациента.

    Мышцы туловища и шеи

    Для развития мышц туловища и шеи можно выполнять следующие упражнения:

    Исходное положение — ребенок лежит на спине.

    Специалист фиксирует двумя руками тело больного в районе плеч и начинает выполнять раскачивающие движения влево и вправо. После этого такое же упражнение проводится с головой, дополняя его поворотами шеи влево и вправо.

    Важно — ребенок не должен оказывать сопротивление.

    Исходное положение — ребенок лежит на левом или правом боку, нижняя рука под головой, верхняя вдоль тела.

    Задача врача не больно подталкивать малыша в грудь или спину, провоцируя его держать равновесие. Падать можно только по сигналу специалиста.

    Исходное положение — пациент сидит на кресле, руки на подлокотниках, голова опущена и прижата к груди.

    Специалист начинает крутить головой в разные стороны. Пациент не должен сопротивляться этому. При фиксации головы в одном из положений необходимо расслаблять мышцы шеи, чтобы голова под собственным весом «упала» обратно на грудь.

    Для более полного усвоения упражнений, необходимо на собственном примере продемонстрировать больному, что от него хотят.

    Коррекция дыхания

    Гимнастические упражнения заключаются не только в развитии мускулатуры тела и тренировки мышц, дыхательные упражнения занимают не последнее место в лечебной физкультуре для детей с ДЦП.

    Необязательно обращаться в реабилитационный центр, чтобы с малышом выполняли данный комплекс, родители в состоянии будут выполнить упражнения для коррекции дыхания в домашних условиях.

    Все упражнения выполняются либо лежа на спине, либо стоя.

    Малышу объясняют, как правильно делать глубокий вдох и выдох через нос и рот. Для развития интереса к упражнению рекомендовано выдыхать на какую-то легкую вещь (лист бумаги, перо) или надувать мыльные пузыри.

    В данном упражнении малышу предстоит делать глубокий вдох на счет 1,2,3 и глубокий выдох на счет 4,5,6. Можно подключать пальчиковую методику и показывать цифры на пальцах. Для развития интереса ребенку можно предложить выполнять выдох в таз с водой.

    Малыш учится произносить различные звуки на выдохе с различной интенсивностью. Нелишним будет привнести в данное упражнение элементы игры (использование свистка или губной гармошки, разучивание песен.)

    Мимика

    Эмоции неразрывно связаны с мимикой человека, а дети, больные ДЦП не всегда в состоянии проявить те или иные чувства мимикой. Важно научить малыша демонстрировать улыбку или грусть. Достигается это регулярным повторением и тренировками. Специалист на собственном примере показывает, как выглядит улыбка или печаль и т. п.

    Данный раздел ЛФК называется — психогимнастика.

    Эмоции

    Проявление эмоций, как и мимические проявления важны не меньше, и научить ребенка с таким заболеванием, как ДЦП выражать удивление или страдание не так уж и сложно. Для этого потребуется тесный контакт с малышом.

    Важное условие — доброжелательное отношение, так как такие дети крайне чувствительны.

    Для выражения той или иной эмоции необходимо пробудить у ребенка соответствующие чувства, например:

    1. Радость — попросите малыша представить, что ему подарили огромную игрушку или изобразить слоненка, который нашел свою маму.
    2. Отвращение — пациент должен воспроизвести употребление невкусной каши или горького лекарства.
    3. Страх — представляем маленькую мышку, которая увидела кота.
    4. Вина — представляем, что малыш разбил любимую вазу родителей.


    И так далее, вариаций с выражением эмоций может быть огромное количество, главное, включить фантазию и поделится ее с малышом.

    Лечение положением

    Лечебная физкультура при ДЦП, основанная на фиксации одного положения (кинезиологический способ) в течение 1–2 часов распространенной вариант реабилитации. Как правило, его выполняют на ранних этапах развития болезни.

    На более поздних этапах стараются фиксировать положение таким образом, чтобы фиксирующие шины располагались непосредственно около мышц пациента.

    Выглядит это следующим образом — ребенка кладут на спину, под шею накладывается валик, таким образом, чтобы максимально наклонить голову к груди. Кроме того, валик устанавливается под коленные суставы, чтобы ноги находились в полусогнутом состоянии. В таком положении малыш должен провести от часа до двух, в зависимости от пациента и его состояния.

    Упражнения в бассейне при ДЦП

    Что касается такого летнего вида лечения, как занятия в воде, то их можно проводить в любое время года, в бассейне. Современный бассейн для пациентов с ДЦП имеет в своем арсенале огромное количество специальных тренажеров, которые облегчают проведение занятий для самых осложненных случаев и для любых возрастов.

    Польза от упражнений на воде очевидна. Даже для здорового человека несколько минут проведенных в плавательном бассейне сродни нескольким часам расслабляющего массажа. Тело не просто чувствует расслабление всех мышц, оно наполняется энергией.

    Занятия лучше проводить в утренние часы, когда малыш недавно проснулся.

    Для детей с гемипарезами или в особо тяжелых случаях показано применение специального поддерживающего тренажера Гросса, о котором можно подробнее прочесть в этой статье.

    В бассейне можно выполнять следующие упражнения:

    Исходное положение — пациент находится у борта бассейна в воде, опершись о него двумя руками.

    Поочередно, назад отводится левая и правая ноги (по пять раз на каждую ногу), после этого ноги разводят в стороны (не меньше десяти раз).

    Исходное положение — малыш повернут спиной к борту бассейна и держится за него руками.

    Необходимо поднять вверх две ноги и максимально развести их в стороны (повторяют до десяти раз).

    Упражнения на животе

    Исходное положение — пациент располагается на животе и держится руками за бортик (инструктор поддерживает пациента под живот).

    Необходимо поднять вверх левую и правую ноги (по пять раз на каждую конечность), развести в стороны ноги (до десяти раз), согнуть поочередно правую и левую ноги в колене у груди (по пять раз на каждую конечность).

    Упражнения на спине

    Исходное положение — пациент лежит на спине и держится руками за бортик.

    Требуется поднимать вверх две ноги одновременно (до десяти раз), разводить ноги в стороны (до десяти раз), выполнять упражнение ножницы (до десяти раз).

    Исходное положение — в полусидячем состоянии нужно прижать спину к борту бассейна.

    Выполняется упражнение велосипед (до 1020 повторений на каждую ногу), поднять ноги под углом 90 градусов и выполнять ими круговые движения

    Центральная нервная система человека довольно нежна и капризна, как и настроение больного ребенка, поэтому иногда для продуктивных занятий требуется привносить в них элементы игры. К примеру, занятия с использованием фитбола (по-простому специального мяча).

    Тренировка с мячом в себя включает следующие упражнения:

    Катание на мяче

    Исходное положение — малыш расположен к мячу спиной.

    Требуется опереть ноги пациента о фитбол и откатывать его назад, после чего возвращать в исходное положение.

    Читайте также:  Слабость кишечника (рецепты знахаря)

    Исходное положение — малыш лежит на мяче на животе

    Придерживая пациента за ноги (бедра), толкайте мяч вперед, удерживая малыша верхом на нем.

    Исходное положение — ребенок сидит на мяче.

    Покачивания из стороны в сторону снижают тонус мышц.

    Дети с ДЦП тоже хотят учувствовать в различных видах спорта. Так, возможно, проведение с ними соревнований по такому виду спорта, как настольный теннис. Доказано, что больные с ДЦП вполне в состоянии держать ракетку и выполнять необходимые для этой игры движения. Более того, больной тренирует не только свои мышцы, но и социально адаптируется.

    Помимо общеукрепляющих упражнений, следует повышенное внимание обращать на улучшение общей моторики рук у детей больных ДЦП. Для этого существуют различные упражнения с мелкими предметами, которые основаны на перебирании их и выполнении различных других действий.


    Кто такие дети с ДЦП? Методика лечения В. А. Бандурина

    Здравствуйте дорогие друзья и уважаемые гости блога www.blog-travuscka.ru! В этой статье я расскажу вам о детях с ДЦП (детский церебральный паралич). Побудило меня написать об этом, одно письмо моей читательницы, которая просила о помощи и совете лечение ДЦП в домашних условиях. Ее девочка, в свои 2 года не сидит и не ходит, и эффекта от традиционного метода лечения пока еще не наблюдается.

    Это письмо я не могла просто так и отложить в дальний ящик неизвестно на какой срок. Ведь у меня самой младший сын, тоже имеет это заболевание с рождения. Сидеть начал в 1,5 года, а в два года начал по немногу передвигаться. Именно в этом возрасте и поставили ему такой диагноз – спастический правосторонний гемипарез, на фоне резидуального периода перинатального поражения центральной нервной системы сложного генеза.

    А теперь давайте познакомимся с детьми имеющими такой диагноз, так как у всех он проявляется по-разному.

    Что это за болезнь?

    ОПЦНС (ДЦП) – органическое поражение центральной нервной системы.

    Далее я вам расскажу об одной из методик дцп лечения, которую сама стала использовать с недавних пор. Сразу скажу, в интернете вы нигде так подробно не узнаете о ней.

    Данную методику лечения применил в лечении таких больных доктор медицинских наук Владимир Андреевич БАНДУРИН. Эффект приносит потрясающие результаты.

    В комплекс данной методики входит лечебная физкультура, состоящая из 30 упражнений и комплекса массажа из 60 упражнений, а также курс Залмановских скипидарных ванн и су-джок. Конечно, в домашних условиях все это выполнить не возможно. Но вылечить ребенка с ДЦП оказывается можно! И это доказывают отзывы людей, прошедших лечение методики дцп Бандурина.

    Записаться на прием к доктору В.А. Батурину можно по адресу г. Новокубанск, Краснодарского края. Первые две недели доктор с больным занимается сам, мама только смотрит. Далее мама занимается с ребенком сама под руководством доктора.

    Методика лечения ДЦП

    Данная методика утверждает, что основными лекарями должны стать родители с помощниками силы природы, силы духа и силы знаний!

    Именно родители только могут вылечить своего ребенка, а не тот или иной врач. Бандурин говорит, его основная задача – это обучить родителей, как? и что делать? Потому что на больного ребенка с ДЦП родители должны тратить весь свой световой день и ни минуты на себя, ежедневно! А это очень тяжелый труд, поэтому мало кто пользуется данным методом.

    Еще раз хочу отметить, под «ежедневно» присутствуют некоторые ограничения:

    Мамам нельзя заниматься с ребенком в воскресные дни, по большим церковным праздникам, за 5 дней и после критических дней, и в сам этот период. В это время лучше с ребенком заниматься отцу или родственникам ближайшего окружения.

    Если следовать всем правилам данной методики, гарантия выздоровления ДЦП:

    1. До 10 лет – 100%,
    2. С 10 летнего возраста – 90-95%.

    Больных с дцп можно разделить на 3 группы: истинное (10%), приобретенное (10%) и родовые травмы (80%). Многие врачи утверждают, что ДЦП – не лечится. Но это неправда! Все лечится, если очень сильно захотеть и раньше начать заниматься.

    Общие рекомендации доктора Бандурина

    • Ни в коем случае таким детям нельзя причинять боль! Существуют даже такие методики, которые действуют именно через боль. А это недопустимо! Нельзя также делать ручной силовой массаж. Общепринятый массаж противопоказан таким детям.

    Даже по личному опыту могу сказать. Мы с сыном раз в год обязательно проходим курс лечения в реабилитационном центре. И вот постоянно встречаются нам разные массажисты, одни утверждают, что нужно тщательно и глубоко выполнять массаж на спастических местах. Другие врачи делают наоборот, и это считаю самое правильное решение.

    У спастических органов мышцы и без того скованны, а под действием силы и боли они будут еще сильнее стягиваться.

    • Изменять последовательность упражнений категорически запрещено!

    Сначала мы делаем три упражнения и работаем с головой. Потом, идут упражнения с ногами, и в последнюю очередь работаем с ручками. Детям до 3-х лет на каждое упражнение следует уделять не менее 30 секунд, более старшим детям (14 летним) – до 3-х минут.

    • У большинства врачей существует такая ошибка – назначать препараты больным всем подряд как под копирку одно и то же. А это, ни под каким видом нельзя допускать. Все детки разные.

    Противопоказаны такие медикаментозные препараты, как – кавинтон, ноотропил, инстенон, пирацетам, церебролизин. Есть ограничение в приеме кальция и лечение стволовыми клетками.

    Доктор рассказывает, что он в своем лечении старается как можно дальше уходить от химии, потому что у большинства препаратов имеется куча побочных явлений. Например, прием церебролизина, который является мозговым метаболитом, может способствовать развитию у ребенка ожирения и привести к эпилептическому синдрому.

    Тут хочу стразу упомянуть про личный опыт, моему сыну вначале тоже постоянно прописывали этот препарат, а потом случились первые приступы. После консультации невропатолога, нам теперь запретили строго применять этот препарат.

    Вместо церебролизина доктор применяет лидазу. Лидаза – великолепное рассасывающее средство. Обязательно назначаются такие мочегонные препараты, как диакарб (для снятия внутричерепного давления, одной из причин которого является плохая работа почек).

    Для разжижения крови можно применять трентал (у него нет почти побочных явлений), а не аспирин, с которым нужно быть очень осторожным. Для расширения сосудов применяют никотиновую кислоту.

    Вместо мочегонных препаратов можно использовать народный рецепт Куреннова – отвар петрушки на молоке.

    Взять 800 грамм хорошо промытой, изрезанной петрушки, залить 2-мя литрами коровьего молока. Томить в эмалированной посуде (но не кипятить), пока не останется 1 литр. И давать ребенку в течение дня по 1 чайной ложке.

    Сходит в туалет по маленькому, снова дать. Так и выводится лишняя вода из организма. Также лечится гидроцефалия, так как петрушка отлично снижает внутричерепное давление. Еще отличное мочегонное средство – это отвар льняного семени, оно очень помогает при почечных коликах и действует как обволакивающее средство при воспалении желудочно-кишечного тракта.

    • Противопоказаны такие упражнения как прыжки с высоты, кувыркание, подъем тяжестей, висение на турнике.

    Правила правильного питания

    1. Для таких детей особое внимание следует уделить правильному питанию. В принципе детям с таким диагнозом можно давать все: фрукты, овощи, мясо, рыбу. Особенно жизненно необходимо обеспечивать таких детей молоком, и даже не коровьим, а козье молоко. Мало кто знает, что корова, также как и человек может болеть язвой и несварением желудка, или гастритом, а вот коза ничем никогда не болеет!
    2. Очень полезен сок из весенних растений одуванчика, крапивы, ревеня и березовый сок.
    3. Очень благотворно влияют на организм ребенка бобовые растения: горох, фасоль, также сухофрукты – изюм, курага, мед с грецкими орехами. Вот замечательная смесь, которую необходимо ежедневно натощак давать ребенку: грецких ореха размешать с 4-мя ст. л. меда.

    Не каждый ребенок, будет с удовольствием, есть эту смесь, но она очень полезная. В ней содержатся все необходимые для мозга вещества и аминокислоты. К примеру, мед является шикарным успокаивающим «наркотиком», к которому организм никогда не привыкнет.

    Упражнения для детей с ДЦП

    Конечно, можно сказать для каждого ребенка предусматриваются отдельные индивидуальные упражнения. На блоге есть отдельная статья: ЛФК для детей при ДЦП. Но кроме этих упражнений существуют такие простые эффективные приемы, которые необходимо регулярно выполнять каждому ребенку. Также любая мама без труда может их освоить и заниматься дома со своим малышом. В любом случае вреда от них не может быть, а только польза!

    Перед и после занятия с ребенком мама должна тщательно мыть руки. Затем перед каждым упражнением, ладони рук нужно растирать, чтобы они были теплыми. Затем приступаем к голове.

    Упражнения с головой

    1. Раздвинутые пальцы обеих рук накладываются на голову так, чтобы сонная артерия проходила между указательным и средним пальцами. Стараемся очень легко производить нажатия подушечками пальцев – 4 раза.
    2. Берем головку ребенка и ложем на левую свою ладонь. Подушечками пальцев легкими движениями растираем от основания черепа к затылку. Далее меняем ладони. Упражнение выполняем также не менее 4 раз.
    3. Левую свою ладонь ложем ребенку на лоб, а кулаком правой руки, легко натираем от основания черепа к затылку – 4 раза.

    Упражнения, в которых задействованы ноги ребенка

    1. Делаем массаж пальцев ног. Круговыми вращательными движениями пальчиков ног сначала в одну сторону, потом в другую – по 5 раз каждую стопу.
    2. Держим пятку ребенка одной рукой, другой рукой разминаем пальчики ног – от себя к себе – по 7 раз каждую стопу.
    3. Левой рукой обхватываем стопу ноги и раскрываем ее, а кулаком правой руки натираем снизу вверх – по 10 раз.
    4. Костяшкой фаланги большого пальца слегка постукиваем вокруг лодыжки – от 30 сек. до 3 мин в зависимости от возраста ребенка.
    5. Есть больные дети, страдающие ДЦП, у которых пятки неподвижные (нерабочие). Такие детишки не ходят, и наша задача разработать их так, чтобы они стали рабочими и ребенок пошел. Для этого держим одной рукой пятку ребенка, другой – крутим в разные стороны попеременно – делается это также в зависимости от возраста от 30 сек. до 3 минут.
    6. Держим стопу ребенка одной рукой, другой рукой разгибаем и сгибам в колене – по 10 раз каждую ногу.

    Также на видео вы можете посмотреть как правильно делать массаж и как разрабатывать суставы:

    После этих упражнений обязательно моем руки, растираем их до тепла, и приступаем к массажу рук ребенка.

    Упражнения с руками

    1. Круговыми движениями (вращение) делаем массаж пальцев рук сначала в одну сторону, затем в другую сторону – по 5 раз.
    2. Делаем массаж биологически активных точек, которые располагаются между большим и указательным пальцем, а также точка чуть выше локтя на 1 см – делают, от 30 сек до 1 мин, в зависимости от возраста.
    3. Делаем массаж подключичных впадин: левой рукой от грудины до плеча, натираем правую сторону, также и наоборот, правой соответственно левую – по 4 раза.
    4. Левую руку кладем ребенку на лоб, не сдавливая, а пальцами правой руки слегка массируем область солнечного сплетения. Точнее пальцы рук должны оставаться на месте, сдвигается только кожа в области сплетения, которую как бы покачивают – делают, от 30 сек до 3 мин.
    5. Аналогично предыдущему упражнению «покачивание живота». Левую руку положить ребенку на лоб, правой покачиваем живот во все стороны. Это очень важно! Так как если покачивать только в одну сторону по часовой стрелке – у ребенка может случиться понос, если против часовой – будет запор. (Делают, от 30 сек до 3 минут).
    6. Правую руку кладем на левое плечо ребенка, левую руку на большой палец правой ноги. И в таком расположении ничего не делая (просто держа) держим, от 30 сек до 3 минут, затем меняем руки и аналогично – левую, кладем на правое плечо, правую, на большой палец левой ноги ребенка.
    7. Левой рукой берем правое запястье ребенка, правую руку прикладываем к левому бедру. И так держим, от 30 сек до 3 мин. Затем аналогично – правой рукой берем левое запястье, а левая наша рука кладется на правое бедро.

    Заключительная часть

    • Делаем слегка щипки ног и рук (от 30 сек – 3 мин);
    • Ножницы (10 раз);
    • Велосипед (от 3 сек – 3 мин);
    • Согнутыми в коленях ногами делаем наклоны (от 30 сек – 3 мин);
    • Круговые движения в бедрах (по 10 раз);
    • Скольжение стопой по внутренней поверхности ноги (по 10 раз на каждую ногу);
    • Круговые поглаживания сначала рук – от плеча к кисти, затем ног (от 30 сек до 3 мин).
    • Подъем прямых ног (по 10 раз);
    • Сгибаем руки в локтях (по 10 раз);
    • Попеременно складываем и разводим руки на уровне груди (до 20 раз);
    • Поднятие рук за головой и опускание вдоль тела, вверх-вниз (по 10 раз);
    • Одновременное сложение и разведение рук на уровне груди и в разные стороны (до 20 раз);

    Затем переворачиваем ребенка на живот и делаем успокаивающие упражнения:

    1. Левую руку кладем между лопатками ребенка, а правой рукой покачиваем копчик. Это упражнение делается также аналогично упражнению – при покачивании солнечного сплетения и живота (от 30 сек – 3 мин);
    2. Как и в первом случае кладем левую руку между лопатками, а правая рука покачивает поясничный отдел. Техника выполнения та же (от 30 сек до 3 мин).

    Далее снова переворачиваем ребенка на спину и делаем два заключительных упражнения:

    1. Поглаживание груди круговыми движениями – левая рука у мамы опущена вдоль тела, а правой строго по часовой стрелке поглаживает область сердца ребенка (от 30 сек до 3 мин);
    2. Самым последним упражнением мы производим очищение от лишней ненужной энергии, которую мы дали ребенку – девять раз легкими движениями рук проводим от затылка до больших пальцев ног, при каждом разе, резко встряхивая руки. А на десятый раз вместо встряхивания слегка сжимаем пальчики ног ребенка.

    Также можете посмотреть как делаются упражнения на разработку вертикализации:

    Воспитание детей с дцп

    Эти дети особенно нуждаются в любви и внимании. Только это может их вылечить! С ними мы должны гулять больше на свежем воздухе. Самые сильные природные энергетики – это пашня, целина, церковный сад, нива. Летом очень полезно будет класть ребенка утром в траву, пшеницу, рожь.

    Полезны соприкосновения с такими деревьями, как дуб, береза, сосна, кедр. Нужно мысленно представлять, как болезнь поднимается по стволу вверх и уходит. Дорогие мамочки, как можно чаще оставляйте своего ребенка в общении с природой и лечебными травами.

    Ключевая или талая вода является отличным иммуностимулятором. Можно осторожно опустить ступни ног в ледяную воду на несколько секунд, затем хорошо растереть до тепла. Проделать также и с ручками.

    Хорошо стимулирует и дает сильнейший эмоциональный толчок общение с домашними животными.

    На то место, где у ребенка особенно изменен тонус мышц полено прикладывать компресс из шерсти овцы – взять кусочек шерсти или голень валенка опустить в кипяток с морской солью (2 ст.л. соли на 1 ст кипятка). Время компресса зависит от возраста, например 5 месяцев – 5 мин,18 – 18 мин.

    Необходимо развивать мелкую моторику рук. В качестве материала могут служить: шишки, веточки, камешки, листочки, фрукты и овощи. Пусть детишки чаще рисуют угольком, пальцем, красками. Лепку из пластилина, можно заменить, на воск. Мастерите поделки из натуральных материалов.

    И вообще не нужно ломать природу ребенка, принимайте его таким, какой он есть. Главное в нашем деле не лениться, а настойчиво идти к своей цели. Прислушиваться к своей интуиции и вглядываться в ребенка!

    Также хочется заметить, что практически всем больным ДЦП приписывают индивидуальные ортопедические стельки, которые можно приобрести или заказать в специализированных магазинах.

    Ссылка на основную публикацию